Проект "Ораторское искусство для людей с ограниченными возможностями здоровья" (совместно с Московским областным отделением ВОС)
Срок реализации 2020-2022 год.
Краткое описание проекта:
Социально значимый проект «Ораторское искусство людям с ограниченными возможностями здоровья» направлен на нормализацию уровня речевой компетенции незрячих и слабовидящих граждан и получение знаний, умений и навыков необходимых для полноценного участия в жизни общества и защиты своих прав.
С использованием средства гранта в течение 2020 года в 12 регионах России будут проведены 48 просветительских мероприятий длительностью не менее 2 часов каждое, по 4 во всех целевых регионах. В занятиях примут участие граждане с ограниченными возможностями здоровья, основную часть которых составят инвалиды по зрению и лидеры инвалидных организаций целевых регионов.
Для снижения дорожных расходов офис проекта находится в Москве. Письмами поддержки проблему и участие подтвердили партнеры во всех 12 целевых регионах. Общее количество участников мероприятий проекта не менее 240 человек. Общая длительность занятий не менее 96 часов.
В ходе мероприятий участники целевой группы получат знания в области ораторского искусства и практической риторики. Программа просветительских мероприятий составлена с учетом методических рекомендаций полученных от ВОС и состоит из 4 занятий в каждом из целевых регионов: «Основы эффективного публичного выступления», «Модели речевого поведения инвалидов в типичных жизненных ситуациях», «Подготовка тела и голоса к речи», «Яркое выступление – это просто».
Раздаточные материалы будут доступны для участников в печатном виде (крупный шрифт), материалы занятий будут переданы в виде звуковых файлов и будут находиться в свободном доступе на интернет-ресурсах проекта.
Участники проекта опробуют полученные знания в ходе выполнения тестового публичного выступления. Проверка усвоенного материала будет проходить методом устного анкетирования по разработанному опросному листу. Запланировано, что 75% материала будет усвоено участниками проекта.
В проекте используются традиционные методики обучения риторике и ораторскому искусству, подтвердившие свою эффективность в ходе ранее реализованных проектов фонда и активной практики, доработанные с учетом потребностей граждан с ограничениями по зрению и пожеланий методиста проекта - А.И. Коняева (ВОС). Тренер проекта А.В. Зверев имеет опыт работы с незрячими и слабовидящими гражданами и приглашался в качестве консультанта по общественным технологиям в Институт Реакомп.
Уникальность проекта в том, что на сегодняшний день ни в одном из целевых регионов не действуют аналогичные бесплатные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а коммерческие мастер-классы и индивидуальные курсы по риторике дороги и не адаптированы для инвалидов.
Участники занятий смогут уже на следующий день использовать полученные знания в повседневной жизни (общение с близкими, образование, трудоустройство, работа в общественных организациях, участие в коллегиальных органах, общественных палатах и т.д.), что повысит уровень их социальной адаптации и жизнеустройства.
Социально значимая проблема:
По данным Пенсионного фонда РФ и Росстата РФ в России проживает 203 тысяч инвалидов по зрению. По информации ВОС на 1 января 2019 года в 12 целевых регионах проекта проживают 45 032 незрячих или слабовидящих граждан. Из них работают и обучаются менее 10% (!) (4340 человек). Между тем о важности полноценного участия инвалидов в жизни страны говорил 22 мая 2019 года на совещании с членами Правительства Президент РФ В.В. Путин: «Отношение к инвалидам - важнейший показатель зрелости общества».
Одна из социально значимых проблем незрячих и слабовидящих граждан - пониженный уровень речевой компетенции. Инвалиды по зрению часто живут замкнуто, обособленно. Круг общения ограничивается семьей, вовлеченность в общественные процессы минимальна. Отсутствие регулярной речевой практики приводит к потере уверенности в себе, психологической неустойчивости, а в итоге к трудностям в получении образования, невозможности профессиональной реализации, снижению уровня жизни, не позволяет повысить социальный статус.
Кроме того, неумение говорить публично мешает лидерам организаций инвалидов во время общественных дискуссий. Справедливые, но зачастую неубедительные доводы, путаные мысли, иногда горячность, сбивчивость, неуверенность в себе снижают впечатление от выступления, уменьшают силу сказанного, не позволяют последовательно отстаивать свою позицию, защищать права инвалидов.
Среди причин существования проблемы участники целевых групп и эксперты указали авторам проекта недостаток определенных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного участия в жизни общества и защиты своих прав, а именно:
- Недостаток знаний об использовании основ ораторского искусства и риторики в повседневной и общественной жизни («Не знаю с чего начать и чем закончить, очень сложно подбирать слова»).
- Неумение контролировать эмоции в ситуации активного говорения и публичной коммуникации («Иногда так разойдусь, кричать начинаю, а потом стыдно»).
- Отсутствие навыков свободного общения и ведения общественной дискуссии («Говоришь-говоришь, а ощущение, что тебя не слышат»).
Потребность в речевой реабилитации и проведении просветительских мероприятий по ораторскому искусству для незрячих и слабовидящих граждан подтвердили партнеры во всех 12 целевых регионах проекта.
Таким образом пониженный уровень речевой компетенции незрячих и слабовидящих граждан является реальной социально значимой проблемой, существование которой отражается на уровне их социальной адаптации и жизнеустройства.
Причины:
Среди причин существования проблемы участники целевых групп и эксперты указали авторам проекта недостаток определенных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного участия в жизни общества и защиты своих прав, а именно:
- Недостаток знаний об использовании основ ораторского искусства и риторики в повседневной и общественной жизни.
- Неумение контролировать эмоции в ситуации активного говорения и публичной коммуникации.
- Отсутствие навыков свободного общения и ведения общественной дискуссии.
Решение:
Содействовать устранению причин проблемы, смягчить ситуацию путем реализации социально значимого проекта «Ораторское искусство для людей с ограниченным возможностями здоровья». Для уменьшения дорожных расходов офис проекта располагается в Москве.
Цель проекта:
Содействовать повышению уровня речевой компетенции незрячих и слабовидящих граждан, получению ими знаний, умений и навыков необходимых для полноценного участия в жизни общества и защиты своих прав.
Задачи проекта:
- Передать представителям целевой группы проекта знания и информацию об использовании основ ораторского искусства и риторики в повседневной и общественной жизни.
- Научить представителей целевой группы проекта контролировать эмоции в ситуации активного говорения и публичной коммуникации.
- Развить у представителей целевой группы проекта навыки свободного общения и ведения общественной дискуссии.
Партнеры:
Партнерами проекта стали объединения инвалидов России, органы власти, СМИ.
Министерство экономики Республики Татарстан, Администрация Костромской области, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство социальной защиты Тверской области, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Министерство труда и социального развития Краснодарского края, Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.
Брянская областная организация ВОС, Ивановская областная организация ВОС, Карельская республиканская организация ВОС, Костромская региональная организация ВОС, Краснодарская краевая организация ВОС, Крымская республиканская организация ВОС, Московская областная организация ВОС, Рязанская областная организация ВОС, Санкт-Петербурская организация ВОС, Смоленская областная организация ВОС, Татарская региональная организация ВОС, Тверская областная организация ВОС.
ООО «Эксперт», Интернет-издание Радиоведущие.ру, Благотворительный фонд «Милосердие», Программа «Народы и традиции» на радио Mediametrics, Межрегиональная общественная организация «Независимый профсоюз актеров театра и кино».
Целевые регионы первой части проекта (2020 год):
г. Петрозаводск (Республика Карелия)
г. Симферополь (Республика Крым)
г. Казань (Республика Татарстан)
г. Краснодар (Краснодарский край)
г. Брянск (Брянская область)
г. Иваново (Ивановская область)
г. Кострома (Костромская область)
г. Москва (Московская область)
г. Рязань (Рязанская область)
г. Смоленск (Смоленская область)
г. Тверь (Тверская область)
г. Санкт-Петербург (Ленинградская область + Санкт-Петербург)
Целевые группы:
Люди с ограниченными возможностями здоровья.
ВСЕГО: 240 человек из 12 целевых регионов.
Способ решения проблемы:
Проведение серии просветительских мероприятий (всего 48) для представителей целевой группы в целевых регионах проекта, которая состоит из 4 блоков по 2 часа (общая продолжительность 96 часов):
- Лекция «Основы эффективного публичного выступления».
- Беседа «Модели речевого поведения инвалидов в типичных жизненных ситуациях».
- Тренинг «Подготовка тела и голоса к речи».
- Тренинг «Яркое выступление – это просто».
Методики:
В проекте используются традиционные методики обучения риторике и ораторскому искусству, подтвердившие свою эффективность в ходе ранее реализованных проектов фонда и активной практики, доработанные с учетом потребностей граждан с ограничениями по зрению и пожеланий методиста проекта.
Лекторы:
Алексей Владимирович Зверев – главный редактор интернет-издания Радиоведущие.ру, лектор про риторике и искусству речи, журналист, радиоведущий, член Союза журналистов, эксперт Общественной палаты России. Опыт лекторской работы 10 лет.
Александр Иванович Коняев – Председатель Московского областного отделения ВОС, эксперт в области работы с незрячими и слабовидящими людьми. Специалист по доступной среде. Автор методик реабилитации и адаптации инвалидов по зрению. В качестве руководителя имеет опыт реализации большого количества социально значимых проектов для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты:
Участники целевой группы:
- Получили знания и информацию об использовании основ ораторского искусства и риторики в повседневной и общественной жизни.
- Научились контролировать эмоции в ситуации активного говорения и публичной коммуникации.
- Развили навыки свободного общения и ведения общественной дискуссии.
Продвижение:
Для информационного сопровождения проекта используются ресурсы фонда, а также партнера проекта интернет-издания Радиоведущие.ру:
- http://evelafund.ru;
- https://vk.com/evelafund;
- http://airpersonalities.ru;
- https://vk.com/airpersonalities;
Общая посещаемость до 20 000 посетителей в месяц. Информационную поддержку окажут органы власти и партнеры проекта.
Будущее:
Информация о результатах проекта (после проведения во всех 85 регионах РФ) войдет в сборник «Ораторское искусство для людей с ограниченными возможностями здоровья». Сборник будет передан в электронном виде в общественные объединения инвалидов, государственные органы и размещен в свободном доступе на интернет-ресурсах фонда «Эвела».
Будут проведены переговоры с представителями инвалидных организаций регионов, не охваченных проектом, о возможности проведения совместных бесплатных просветительских мероприятий по речевой реабилитации совместно с Московским областным отделением Всероссийского общества слепых. На данный момент не охвачено 73 субъекта РФ.
В 2020 году будет подготовлена программа подготовки ведущих (радио и телевидение) для «Информационного портала Инва.TV» (руководитель проекта Депутат ГД ФС РФ В.А. Крупенников) на основе реализованных проектов.
На основе успешных практик фонда проекта в 2020-21 годах будет подготовлена просветительская программа по ораторскому искусству для профсоюзных лидеров совместно с МОО «Межрегиональный независимый профсоюз актеров театра и кино», а также продолжен проект «Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка» для региональный радиостанций совместно с Радиоведущие.ру.
Библиографический список:
- Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: «Искусство», 1977.
- Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М.: Омега, 2003.
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для ВУЗов. – Владос – Москва, 2000.
- Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.
- Ламертон Д. Говори как Цицерон. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – Парадигма – Москва, 2012.
- Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – Флинта, МПСИ – Москва, 2010.
- Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. – М.: Всероссийское театральное общество, 1984.
- Орлова О. С. Нарушения голоса. – АСТ, Астрель, ВКТ – Москва, 2008.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. – М.: Искусство, 1981.
- Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Флинта: «Наука», 2005.
- Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – Академия – Москва, 2007.
- Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 20
- Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М: Изд. академии наук СССР, 1962.
- Сопер П. Основы искусства речи. – М.: «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992.
- Соснова М.Л. Искусство актера. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
- Хватцев М. Е. Логопедия. В 2 книгах. – Владос-Пресс, КДУ – Москва, 2013.
- Хитрюк В. В. Основы дефектологии. – Издательство Гревцова - Москва, 2009.
- Чехов М.А. Путь актера. Жизнь и встречи. О технике актера. – М.: АСТ,2005.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2006.