"Практическая риторика: удаленная школа эфирного русского языка"

Срок реализации 2020-2021 год.

Целевые регионы: Вся Россия посредством интерактивных мастер-классов и семинаров.

Целевые группы проекта: радиоведущие, редакторы, сотрудники региональных радиостанций (радиоведущие, редакторы, журналисты), студенты профильных вузов, а также заинтересованные в решении проблемы специалисты, эксперты.

Краткое описание проекта:

Социально значимый проект «Практическая риторика: Удаленная школа эфирного русского языка» направлен на нормализацию языковой среды и улучшение качества русского языка в региональных СМИ.

В течение года в Москве (с одновременной трансляцией в сети Интернет) пройдут 12 интерактивных просветительских мероприятий и мастер-классов по риторике и ораторскому искусству. По 1 занятию в месяц продолжительностью не менее 2 часов каждое. Общая длительность курса – 24 часа. После каждого занятия участники трансляции выполняют онлайн-тесты на закрепление материала.

Участие целевых групп в мероприятиях будет обеспечено при помощи региональных партнеров и распространения информации о проекте в специализированных СМИ, группах в социальных сетях, вузах. Друзья проекта - 15 радиостанций, партнеры проекта - 5 радиостанций.

Эксперты фонда используют методики и практики, основанные на наблюдениях, анализе, на многолетнем опыте эфирной работы, консультирования и научных трудах российских и зарубежных коллег, экспертов. А также на отзывах и пожеланиях участников проекта «Практическая риторика», который был реализован в 12 регионах России (см. на http://evelafund.ru). Продолжение проекта затруднено в связи с эпидемиологической обстановкой.

В ходе мероприятий участники целевой группы проекта получат знания, умения и навыки в области риторики и ораторского искусства. Будут созданы не менее 12 сценарных заявок тематических программ и рубрик, направленных на формирование интереса аудитории медиа к русскому языку.

Не менее 240 зарегистрированных участников проекта будут иметь возможность пройти тестирование и получить сертификат. Их работы будут обработаны дистанционно. Запланировано, что не менее 75% участников проекта усвоят полученную информацию и знания.

За пределами столицы проекта подобные комплексные просветительские и образовательные программы, связанные с чистотой русского языка, востребованы, но практически не представлены. Уникальность проекта заключается также в мультидисциплинарности мероприятий (см. программу удаленной школы), которая отражает разнообразие работы на радио, а также в быстром практическом применении полученных знаний, умений и навыков.

Участники целевых групп смогут уже на следующий день использовать знания в СМИ, на радио, в блогах, в социальных сетях. Доступность занятий благодаря интернет-трансляциям любому сотруднику СМИ в РФ ускорит решение проблемы загрязнения языковой среды и способствует улучшению качества русского языка в эфире региональных радиостанций.

Регистрация участников, трансляция уроков, тестирование целевой аудитории будет осуществляться на сайте проекта и при помощи специализированных ресурсов в сети Интернет (Etutorium или ZOOM), что позволит легко подключиться к проекту всем желающим в России.

Социально значимая проблема: 

В связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в России интернет приходит на помощь в решении социально значимых проблем. Раньше решение многих из них не требовало сокращения коммуникаций между людьми.

Проблема загрязнения эфирного русского языка ранее решалась специалистами в режиме тренингов, семинаров, лекций, деловых игр для специалистов в области медиа и студентов профильных вузов. Однако их стандартное проведение при личном контакте в течение ближайшего времени будет затруднено.

Суть проблемы в том, что в связи со стремительным развитием информационных технологий и новых медиа страдает русский язык. Об этом ранее говорил В.В. Путин: «Сейчас языковую среду формируют СМИ, интернет, телевидение, где всё чаще нарушают языковые нормы, элементарную грамотность, используют необоснованные, явно избыточные, иностранные заимствования» (https://onf.ru/2015/05/19/putin-prizval-sohranyat-meru-pri-ispolzovanii-inostrannyh-zaimstvovaniy-v-russkom-yazyke/).

На заседании Совета по русскому языку при Президенте России 5 ноября 2019 года важность защиты русского языка «как главного достояния, как образа нации» (https://www.1tv.ru/news/2019-11-05/375165-v_kremle_vladimir_putin_provel_zasedanie_soveta_pri_prezidente_po_russkomu_yazyku) вновь оказалась в центре внимания.

О загрязнении языка в медиа говорят эксперты («Происходит упрощение, загрязнение языка, отказ от мыслеформ» В. Соловьев, ВГТРК. «Чудовищный канцелярит, засилье иностранных слов, дикая несочетаемость понятий» Э. Кузьмина, журнал «Слово»).

Проблема свойственна для всех регионов России. По данным Роспечати и ВЦИОМ в России действует 3192 лицензии на радиовещание (https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/teleradio/), на радиостанциях страны занято около 6000 эфирных специалистов (радиоведущие, редакторы, журналисты), чья работа связана с повышенной социальной и профессиональной ответственностью. Кроме того, 153 вуза России имеют специальность «Журналистика» (42.03.02), где учится около 7000 студентов, которые пополнят ряды специалистов медиа в будущем.

Исследования эфирных ошибок на радио (см. результаты и методику в презентации проекта), а также региональные партнеры фонда «Эвела» подтверждают и описывают основные речевые погрешности радиоведущих, которые ухудшают качество языковой среды, формируют у аудитории медиа неправильные модели использования русского языка в быту. Лишь у каждой пятой из радиостанций-партнеров проекта в эфире есть рубрики о русском языке.

Наиболее распространенными ошибками ведущих региональных радиостанций, которые вызывают раздражение аудитории, являются логические (14%), смысловые (13%), грамматические неточности (21%), ошибочные ударения (32%), косноязычие (20%), речевые клише (33%), бессмысленная речь (44%), и др. Таким образом, загрязнение языковой среды и ухудшение качества русского языка в эфире региональных российских радиостанций являются острой социально значимой проблемой, подтвержденной экспертами и представителями целевой группы. В решении проблемы в ближайшее время могут быть использованы удаленные методы работы с целевыми группами. Например, удаленная школа эфирного русского языка.

Причины:

Среди причин существования проблемы участники целевой группы, эксперты указали авторам проекта:

1. Недостаток знаний о наиболее типичных эфирных речевых ошибках, о способах их выявления и коррекции («У нас в республике таких занятий не проводилось», «Стараемся участвовать в различных семинарах, но они довольно редко проходят», «К сожалению, школьного и даже институтского уровня русского языка для работы на радио мало»).

2. Несоблюдение норм русского языка и литературы в различных эфирных ситуациях («Когда ты в эфире, следить за речью уже поздно, нужно готовиться заранее, тут нужна помощь», «Нужна более тонкая настройка представлений о работе радиоведущих, и о том, как работает русский язык в эфире», «У нас многоязычная республика, русский язык всех объединяет и на нем в эфире надо говорить хорошо»).

3. Отсутствие развитых риторических навыков («Риторика? Честно говоря, не знала, что она может помочь в эфире», «У нас талантливые ребята работают, но знаний, в том числе о риторике, не хватает», «У нашей радиостанции множество премий, но мы по-прежнему не идеал, будем учиться»).

4. Невнимание к опыту создания программ и рубрик о русском языке («Да, программа о русском языке в национальных республиках очень нужна», «Нужно больше программ о русском языке, только как это сделать на самом деле интересно?», «У нас есть рубрика о сленге, но это весь не русский язык»).

Решение: Содействовать нормализации языковой среды и улучшению качества русского языка в эфире региональных радиостанций при помощи реализации данного проекта. 

Задачи проекта: 

1. Передать участникам целевой группы проекта знания о наиболее типичных эфирных речевых ошибках (логических, смысловых, орфоэпических, стилистических, грамматических и др.), о способах их выявления и коррекции.

2. Развить у участников целевой группы проекта умения соблюдать нормы русского языка и литературы в различных эфирных ситуациях.

3. Сформировать у участников целевой группы проекта риторические навыки, навыки публичного выступления, навыки самоподготовки к эфиру, позволяющие обеспечить творческое самочувствие и эффективную коммуникацию с аудиторией.

4. Информировать участников целевой группы проекта о современном опыте и практиках создания программ и рубрик о русском языке на российском радио.