Наш проект прошел в 12 регионах нашей страны. В каждом из них, на занятия приглашались не только жители столичного города, но и представители муниципальных образований. Так удавалось распространять практики самым широким образом.
Самым сложным оказался период первой волны пандемии, когда на втором этапе пришлось проводить несколько дистанционных занятий. Для слабовидящих людей это, к сожалению, не совсем полноценная альтернатива. Команда проекта старалась сократить количество таких занятий к минимуму. Поэтому на третьем этапе все мероприятия прошли в очном режиме, чего бы это ни стоило.
В каждом городе нас принимали тепло и радушно, во многих городах даже удавалось организовать небольшую культурную программу. Надо отметить, что именно от устойчивости, благополучия организации-партнера во многом зависел успех самого мероприятий. Это было видно и по количеству участников, и по их мотивации и по желанию работать над собой.
Особенно нас порадовали отделения ВОС в таких регионах, как Брянская, Костромская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Ульяновская области, а также Республика Карелия. Именно в них градус заинтересованности и вовлеченности в работу был самым высоким среди участников проекта. Спасибо за это руководителям организаций и их спонсорам.
Опыт, который удалось получить, сложно переоценить. О том, что наша работа была нужна слабовидящим людям, лучше всего говорят они сами.
Отзывы участников мероприятий фонда "Эвела"
Брянск
Сергей Карпиков: Я по образованию педагог. Временно не преподаю, ощущаю дефицит в профессиональном росте, повышении квалификации и педагогического мастерства. Поэтому сегодняшние занятия для меня были как глоток чистого воздуха. Очень вдохновляет. После такого заряда настроен на саморазвитие и помощь членам нашей организации.
Раиса Якушева: Было поучительно. Особенно когда говорили о написании писем в органы власти. Очень важный для меня момент. Теперь алгоритм обращений стал более понятным, надеюсь, и положительных ответов будет больше.
Светлана Бортник: Часто приходится выступать перед различными аудиториями и совладать с волнением иногда просто никак не получается. Теперь понимаю, что виной всему. Зажим. Физический зажим. Сегодня попробовала, как с этим бороться. Буду стараться тщательней готовиться, делать упражнения.
Вячеслав Нехитров: Для нас сегодняшняя встреча неожиданно оказалась очень значимой. Думаю, что умение быть кратким и конкретным поможет любому. Для слепых, это важно. Мы теперь понимаем: не надо писать много, надо – правильно.
Санкт-Петербург
Оксана Лебедева: Я участвовала уже в вашей программе. Правда это было весной на одном из вебинаров. Тогда я уже поняла, что эта тема для меня была важной интересной. После занятий углубилась в некоторые моменты, благо период самоизоляции помог. Для себя взяла на вооружение работу со скороговорками, упражнения на дыхания и артикуляционную гимнастику. Спустя какое-то время у нас был конкурс видеороликов, и я сделала работу под названием «Пробуждая в себе оратора». И вот первый результат занятий. Я победила. Сегодня наметила очередные планы. Личное знакомство и занятия без интернета, конечно, производят больше впечатления и эффекта.
Ольга Кулюкина: Для меня самым главным будет использовать ваши пожелания о краткости и яркости. Самое актуальное для меня лично. Убедилась в этом, когда делали упражнения сегодня. И пусть сложно было собраться, было много смеха и веселья, но основное содержания упражнения я поняла. Краткость спасает любого оратора.
Владимир Синицин: Мне понравилась в целом структура занятий. Чем начали, чем закончили. Сначала была теория, а потом перешли к практике. Особенно надолго запомню 4 глагола – читать, писать, говорить, слушать. Для меня лично наиболее простым и правильным будет начать использовать полученные знания с советов по обращениям граждан. Я юрист организации и мне важно было понять, как сделать письма и жалобы более эффективными. Ну, и воспользуюсь знаниями о структуре выступления.
Галина Гусева: Я тоже второй раз прихожу. Первое знакомство было в интернете. Ну, в живую, конечно, всё ярче гораздо. Поэтому, когда узнала, что вы к нам в Питер приезжаете, решила, что буду обязательно участвовать. Мне знания, которые вы даете нужны по профессии, я корреспондент. Но я считаю, что это вообще всем нужно. Среди нас есть много тех, кто любит выступать, говорить, петь, и все техники, которые сегодня были показаны, пригодятся любому из них. Не секрет, что инвалиды по зрению часто зажаты. Сегодня многие это в себе увидели, поняли, что надо над собой работать.
Ульяновск
Светлана Зубаерова: Меня больше всего порадовало то, как ведущий относится к письму и написанию текстов в принципе. Я в последнее время много пишу, а значит иду в нужном направлении. Также спасибо, что напомнили про ведение дневника. Надо к этой практике возвращаться обязательно, чтобы структурировать свои мысли и приводить их в порядок. Уверена, что именно это может помочь в работе над любыми другими проектами. Вот, например, пишу грант, а мысли разбегаются. Нужен эффект чистого листа почаще переживать, чтобы не бояться и понимать, как работать с текстом.
Светлана Крайнова: Мне понравились практические занятия, зарядки, тренировки. Спасибо, что напомнили про банальные вроде бы вещи – вступление, главное, заключение – иногда, действительно, мысли путаются, но когда есть порядок, решение и аргументы находятся быстрее. Очень соглашусь с Алексеем Зверевым. Надо больше писать! Когда пишешь, мелкая моторика многое подсказывает, мысль выглядит более наглядно, схематично, это очень помогает не сбиваться с мысли.
Алексей Орисенко: Понравилось в целом всё. Особенно дыхательная гимнастика. Как оказалось, она не только полезна сама по себе, но и интересный метод работы с аудиторией. Встали, подышали, внимание концентрируется на работе. Энергия аккумулируется, эффективней простой зарядки. Буду больше писать. Раньше я думал, что все-таки чтение главнее – расширение кругозора, структура фразы, но понял, что недооценил письмо. Берем на вооружение. Ещё очень полезными были советы про то, как писать во властные структуры.
Анастасия Егорова: Письмо – основной навык человека думающего и говорящего. Было очень полезно для меня как руководителя и библиотекаря по специальности убедиться в своей правоте в отношении навыков слепых. Ослепших во взрослом возрасте в том числе. Ребята, учить писать по Брайлю. Пока вы не пишите, вы не грамотны, не можете ничем себе помочь. Теперь, опираясь на ваш авторитет, продолжу работать и настаивать. Коммуникация, общение друг с другом, с властными структурами, основана на умении четко излагать свои мысли.
Ярославль
Анастасия Алейникова: Самый главный результат занятий – я поняла, какие совершаю ошибки и отчего они у меня появляются. Анализировать я начала уже по ходу работы, поэтому понимаю, как их решать. Понравилась практическая часть. Удалось не только поработать, но и посмеяться, похохотать, отдохнуть. И еще отмечу советы, которые были даны по написанию писем в органы власти. Уверена, возьмем все на вооружение.
Анна Князева: Мне очень понравились фонетические упражнения и дыхательная гимнастика. Главное всем участникам понять, да и мне лишний раз подумать, что каждый день требуется не так много времени. Каких-то 5 минут на все про все. Буду работать с собой.
Александр Осипов: Думаю, как и всем, мне больше всего по душе практические упражнения. Не думал, что некоторые мышцы на лице откажутся работать. Почерпнул для себя упражнения на расслабления и борьбу с физическими зажимами. Уверен, что в экстренных случаях, при сложных беседах с властью, да и с кем угодно, мне будет легче себя взять в руки.
Наталья Егорова: Мне больше всего понравилась первая часть занятий. Очень все хорошо Алексей разложил по полочкам. Разобрали ошибки, поговорили о подготовке, потом о структуре выступления. Все стало ясно и понятно. Теперь готовится будет гораздо проще. Мне очень важно понимать от чего к чему нужно идти. У меня с этим проблемы, я волнуюсь, не знаю с чего начать, как формулировать мысль. Спасибо, что напомнили простую истину. Не пишешь – не говоришь. Буду вспоминать свою юношество. Тогда мне за свои тексты в дневнике не было стыдно.
Московская область
Лидия Жернакова: В нашей домодедовской организации 106 человек. И мы привыкли решать свои проблемы сами. Поэтому с интересом слушали часть, в которой речь шла о переписке с органами власти. Хотя чаще всего мы решаем все без обращений. Да, у нас есть юрист, но всё на его плечи не переложишь. Поэтому и названные вами «Правило Путина», «Правило школьника» и все остальные, возьмем на вооружение.
Антонина Жук: Мне очень понравилось. Для меня практически все, что было рассказано, актуально. Потому что слабовидящей я стала пять лет назад, а руководителем группы недавно. Сделала выводы о письме, о подготовке, о структуре выступления. Но главное для меня пока больше говорить. Набирать опыт.
Лидия Макарова: Очень плодотворная встреча. Опыта речевой работы у меня очень много, я преподаватель. Однако все равно почерпнула для себя кое-что. И как себя вести, и как не видеть, а слышать зал, как его разделять на части. Второй полезный момент – работа с письмами. Ярко поняла, как нужно излагать свои мысли. Надеюсь, теперь чиновникам будет сложно отвертеться от ответа по существу.
Ирина Бреднева: Скажу кратко. Встреча ставит мозги на места и отрезвляет. Особенно важно нам напоминать о более строгом отношении к себе. Часто кажется, что ты прав, но проходит время и понимаешь, что тебе не ответили, тебя не поддержали именно из-за твоих ошибок. Занятия помогают быть более требовательным к себе.
Анатолий Емельянов: Я недавно председатель организации. Для меня все внове. На многие вещи просто даже не обращал внимание. Например, открытие для меня – важность письменной работы. Больше пишешь, лучше говоришь. По-другому осмыслил краткость. Не только в выступлениях, но и в письмах. Ну, и, конечно, прекрасно объяснили все, что во всем, что делаешь должна быть структура.